1. Область применения

Настоящий документ устанавливает назначение, принципы, структуру и правила Системы добровольной сертификации дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ (сокращенное название – «СДСД») (далее – Система), созданной Некоммерческим партнерством «Национальная организация дезинфекционистов» в соответствии с Законами Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» (в редакции Федерального закона от 31.07.98 г. № 154-ФЗ), «О защите прав потребителей» (от 07.02.99 г. № 2300-1), Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, Правилами проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации (утверждены Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 1999 года № 18, зарегистрированы в Минюсте России 1 июня 1999 г., рег. № 1795), Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26, зарегистрированы в Минюсте России 27 июня 2000 г., рег. № 2284).

Руководящим органом Системы является: Некоммерческое партнерство «Национальная организация дезинфекционистов» (далее по тексту – РОС).

Юридический адрес: 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 9.

 

2. Нормативные ссылки

Положения настоящего документа разработаны на основе и в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами, действующими в Российской Федерации:

Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 года № 26, зарегистрированы в Минюсте России27 июня 2001 г. рег. № 2284).

Термины и определения, используемые в документе, соответствуют Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» Федеральному закону «О техническом регулировании». Правилам по проведению сертификации в Российской Федерации. Кроме того, в документе используются следующие термины:

Дезинфекция – это обеззараживание, т.е. удаление или уничтожение возбудителей инфекционных (паразитарных) заболеваний на объектах окружающей среды.

Дезинсекция – это уничтожение насекомых (блох, вшей, мух, комаров, слепней, тараканов, домовых муравьев, клещей (членистоногих).

Дератизация означает борьбу с грызунами (крысами, мышами, полевками и др. видами), причиняющими эпидемиологический и экономический вред.

Стерилизация – это умерщвление микроорганизмов на всех стадиях их развития.

 

3. Общие положения

3.1. Настоящий документ устанавливает:

• назначение Системы добровольной сертификации дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ (далее – Система);

• организационную структуру Системы и функции основных участников Системы;

• объекты сертификации в Системе;

• принципы функционирования Системы;

• организацию и порядок проведения работ по добровольной сертификации в рамках Системы;

• финансирование работ по сертификации;

• правила рассмотрения апелляций;

• правила применения знака соответствия.

3.2. Настоящий документ предназначен для применения организациями, осуществляющими дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (заявителями), экспертными центрами и испытательными лабораториями (участниками Системы).

На основе и в развитие настоящего основополагающего документа разрабатываются нормативные, организационные и методические документы, определяющие различные аспекты функционирования Системы.

3.3. Система предназначена для организации и проведения добровольной сертификации, обеспечивающей независимую и квалифицированную оценку соответствия установленным требованиям к дезинфекционным, дезинсекционным и дератизационным работам, а также оценку соответствия экспертов требованиям компетентности, установленным в Системе.

3.4. Система является полностью самостоятельной и открытой для вступления в нее организаций, предприятий и лиц, признающих ее правила.

3.5. Сертификация в Системе осуществляется на добровольной основе на основании обращения отечественных и зарубежных заявителей.

3.6. При сертификации в Системе соблюдаются следующие основные принципы

• добровольность;

• бездискриминационный доступ и участие в процессах сертификации;

• объективность оценок;

• конфиденциальность;

• информативность;

• специализация экспертных центров.

3.7. Система вправе взаимодействовать с международными, региональными и национальными системами сертификации.

3.8. Система имеет собственные формы сертификата и знака соответствия.

Форма сертификата соответствия и правила его заполнения приведены в приложениях к настоящему документу. Форма, описание знака соответствия и правила его применения установлены в «Положении о знаке соответствия».

 

4. Область деятельности Системы

4.1. Объектами сертификации в Системе являются дезинфекционные» дезинсекционные и дератизационные работы.

4.2. Проведение сертификации работ в Системе осуществляют экспертные центры

4.3. Перечень объектов, сертифицируемых в Системе, и основных нормативных документов, содержащих требования, на соответствие которым проводится сертификация, приведен в приложении 2.

4.4. При сертификации в Системе используют следующую документацию:

• государственные стандарты;

• санитарные правила и нормы,

• национальные, международные стандарты;

• стандарты организаций,

• нормативные документы Минздрава России;

• отраслевые нормы, и другие документы, представленные заявителем.

4.5. При проведении испытаний в целях сертификации используются методики испытаний, изложенные в государственных стандартах и других нормативных и технических документах.

Помимо указанных документов могут использоваться специально разработанные методики испытаний, утвержденные и аттестованные в установленном порядке.

 

5. Организационная структура Системы, функции основных участников Системы

5.1. Организационная структура Системы (приложение 3) включает:

• Руководящий орган Системы (далее по тексту – РОС);

• Координационный Совет Системы,

• Комиссия по апелляции;

• Экспертные центры;

• Испытательные лаборатории (центры) (далее по тексту – ИЛ).

5.2. Руководящий орган Системы осуществляет общее руководство Системой, назначает научно-методический центр Системы и выполняет следующие основные функции:

• устанавливает правила проведения сертификации в Системе;

• организовывает и координирует работу экспертных центров и испытательных лабораторий и устанавливает процедуры и механизм управления в Системе;

• организовывает взаимодействие с отечественными органами и международными организациями по сертификации;

• уполномочивает экспертные центры и осуществляет координацию их деятельности в Системе;

• уполномочивает испытательные лаборатории;

• проводит процедуры взаимного признания сертификатов, аттестатов, знаков соответствия и результатов испытаний, выданных в других системах при добровольной сертификации продукции;

• ведет реестр Системы, регистрирует участников и объекты сертификации, а также осуществляет архивное хранение материалов;

• устанавливает порядок оплаты работ по сертификации в Системе;

• выполняет другие функции, необходимые дли реализации поставленных задач.

5.3. Некоммерческое партнерство «Национальная организация дезинфекционистов» выполняет также функции органа по сертификации:

• ведет прием, регистрацию и рассматривает заявки на сертификацию;

• осуществляет сертификацию;

• выдает сертификаты соответствия;

• предоставляет заявителю право на применение знака соответствия Системы;

• проводит инспекционный контроль за сертифицированным объектом;

• приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов соответствия

• сертификат выдается сроком на три года

5.4. Координационный Совет Системы создается при Руководящем органе из представителей Госстандарта России, Минздрава России, учреждений Госсанэпидслужбы и других организаций. Координационный Совет является совещательным органом, определяющим цели и политику деятельности Системы, направленияее развития.

5.5. Комиссия по апелляциям.

Комиссия по апелляциям создается при РОС для решения спорных вопросов, которые могут возникнуть в процессе проведения процедуры сертификации.

Комиссия формируется из представителей общественных, научных и производственных организаций. В их состав могут включаться специалисты Госстандарта России, Минздрава России, учреждений Госсанэпидслужбы, а также других специалистов.

5.6. Экспертные центры

5.6.1. Организация, которая претендует на участие в Системе в качестве экспертного центра, должна иметь статус юридического лица. Функции экспертного центра делегируются ей на условиях договора с указанием вида деятельности в Системе.

5.6.2. В качестве экспертных центров могут быть уполномочены юридические лица, признающие правила Системы, обладающие необходимой компетентностью и независимостью настолько, чтобы исключалась возможность коммерческого, административного или иного влияния изготовителя или потребителя на результаты сертификации и испытаний.

5.6.3. Экспертный центр выполняет следующие функции:

• проводит предварительный анализ организации-заявителя с учетом поступившей заявки;

• разрабатывает программу проверки;

• определяет номенклатуру испытаний;

• проводит проверку организации в соответствии с программой;

• проводит анализ протоколов испытаний Испытательных лабораторий;

выдает органу по сертификации заключение о результатах проверки.

5.6.4. Для выполнения указанных в п. 5.6.3. функций, в органе по сертификации образуются функциональные группы, создаваемые приказом по организации, на базе которой действует орган по сертификации.

Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты органа с обязательным участием экспертов по сертификации.

5.6.5. В работах по сертификации в Системе принимают участие эксперты, аттестованные РОС в установленном порядке.

Эксперты Системы, входящие в штат экспертных центров, или взаимодействующие с ним на основе договоров, должны соответствовать требованиям, установленным в соответствующих документах Системы

Эксперты Системы обеспечивают выполнение следующих функций:

• принимают участие в разработке нормативно-методических и руководящих документов Системы;

• принимают участие в проведении сертификации в Системе;

• принимают участие в конкретных испытаниях и проверках;

• подготавливают решения по апелляциям и другие документы

5.7. Испытательные лаборатории.

5.7.1. Испытания для сертификации продукции проводятся испытательными лабораториями, уполномоченными на проведение испытаний, предусмотренных нормативными документами, используемыми при сертификации продукции.

5.7.2. В качестве испытательных лабораторий могут быть уполномочены следующие организации: научно-исследовательские институты и другие организации, оснащенные необходимым оборудованием, обладающие независимостью от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) и необходимой компетентностью в проведении испытаний в сфере деятельности Системы Право на проведение работ испытательным лабораториям в Системе делегируется на условиях договора с Руководящим органом Системы

5.7.3. Испытательная лаборатория выполняет следующие функции:

• принимает и рассматривает заявки на испытания;

• проводит отбор и идентификацию образцов для испытания;

• проводит испытания для целей сертификации;

• оформляет и выдает протоколы испытаний.

5.8. Взаимодействие экспертных центров и испытательных лабораторий с Руководящим органом регулируются условиями договоров.

5.9. В соответствии с Законом РОФСР «О языках народов РСФСР» официальным языком Системы является русский. Все ее документы оформляются на русском языке (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.).

 

6. Правила проведения работ по сертификации

6.1. В Системе принят следующий общий порядок сертификации:

• подача заявки на сертификацию объекта;

• рассмотрение и принятие решения по заявке;

• проведение необходимых проверок (анализ документов, испытания, проверка производств в зависимости от объекта сертификации и т.п.);

• анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

• выдача сертификата и разрешения на применение знака соответствия;

• инспекционный контроль за сертифицированным объектом. 6.1.1. Заявителем может быть отечественная или зарубежная организация, индивидуальный предприниматель, подавший заявку на сертификацию.

В заявке заявителем указывается схема сертификации:

Форма заявок (заявлений) на проведение сертификации работ, услуг приведена в приложении 3.

Конкретные требования к проведению указанных процедур устанавливаются в соответствующих документах Системы.

6.2. При проведении работ по добровольной сертификации работ и услуг, используются схемы сертификации 2–5, разработанные на основе «Правил сертификации работ и услуг в Российской Федерации» (таблица).

 

Номер схемы

Оценка выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг

 

1

Оценка мастерства (квалификации) исполнителя работ и услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль мастерства исполнителя работ и услуг

2

Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг

3

Анализ состояния производства

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль состояния производства

4

Оценка организации (предприятия)

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль соответствия установленным требованиям

5

Оценка системы качества

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль систем качества

 

По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.

Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг.

По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) – исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов.

По схеме 5 оценивают систему качества и контролируютее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг.

6.3. При положительных результатах сертификации оформляют сертификат соответствия на сертифицированные работы.

Сертификаты соответствия и приложения к ним оформляют на официальных пронумерованных бланках, защищенных от подделок.

Бланки сертификатов являются документами строгой отчетности.

При положительных результатах сертификации ОС выдает заявителю сертификат соответствия и разрешение на применение Знаков системы.

6.4. За сертифицированным объектом проводится инспекционный контроль.

Конкретный порядок проведения инспекционного контроля определен документами Системы Инспекционный контроль проводят не реже одного раза в два года

6.5. По результатам инспекционного контроля может быть принято одно из следующих решений:

• считать сертификат соответствия и предоставленное заявителю право на применение знака соответствия подтвержденными;

• приостановить действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;

• аннулировать действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия.

При положительных результатах инспекционного контроля Орган по сертификации осуществляет подтверждение действия выданного сертификата соответствия и разрешения на использование знака соответствия Системы

При отрицательных результатах инспекционного контроля Орган по сертификации подготавливает решение о приостановлении действия сертификата соответствия или отмене его действия, и представляет решение держателю сертификата и в Руководящий орган.

 

7. Финансирование работ по сертификации

7.1. Расходы, связанные с проведением сертификации, несут заявители.

7.2. Условия оплаты работ определяются договором.

7.3. Оплата работ по сертификации проводится заявителем: полностью, как правило, до начала выполнения работ по сертификации независимо от полученных результатов на основе заключенных договоров.

7.4. Порядок оплаты работ по сертификации устанавливается Руководящим органом Системы в соответствующих документах. Стоимость проведения работ определяется в зависимости от вида и объема работ.

7.5. В случае невыполнения организацией, уполномоченной в качестве экспертного центра или испытательной лаборатории, финансовых обязательств, установленных в договоре. Руководящий орган Системы вправе приостановить действие или лишить организацию права деятельности по сертификации в Системе.

 

8. Порядок рассмотрения апелляций

При возникновении спорных ситуаций, связанных с деятельностью организаций, входящих в Систему, заинтересованная организация может подать апелляцию в Комиссию по апелляциям при Руководящем органе? Системы, а в случае несогласия с ее решением в арбитражный суд.

 

9. Конфиденциальность информации

В Системе обеспечивается конфиденциальность информации, полученной в ходе сертификации, всеми участниками Системы.

Под обеспечением конфиденциальности информации понимается неразглашение ее любым лицам или организациям, не занятым в процессе сертификации.

 


Приложение № 1

ЗАЯВКА

на проведение добровольной сертификации продукции (услуг, работ)

в Системе добровольной сертификации дезинфекционных,

дезинсекционных и дератизационных работ ("СДСД")

 

Скачать приложение № 1

 

Приложение № 2

Перечень работ и услуг дезинфекционного профиля, сертифицируемых в Системе

 

Скачать приложение № 2


Приложение № 3

Организационная структура системы

 

Скачать приложение № 3